Published on :

Говоря далее, что изучению подлежат не какие-то сверхчувственные, умозрительные сущности или первоначала, а конкретные законы природы, И. В. Давыдовский подчеркивает, что познание сущности и есть познание этих законов. Касаясь конкретно познания сущности болезни, он продолжает: Очевидно, что речь идет как об общих, т. е. наиболее принципиальных биологических законах, так и о частных закономерностях. Об этом же пишет и А. П. Шептулин: К сущности вещи относятся не только законы, которым подчиняется ее функционирование и развитие, но и все свойственные ей необходимые стороны. Развивая мысль Г. Е. Островерхова, согласно которому в общебиологическом плане качественное различие между физиологией и патологией исчезает, А. М. Изуткин и Ф. Т. Михайлов утверждают, что здоровье и болезнь, несмотря на их качественные различия, по своей глубокой основе (обмен веществ) подчиняются одним и тем же биологическим законам, что болезнь — это форма бытия организма. Авторы данной работы считают также, что здоровье и болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельности организма, основным содержанием которой является обмен веществ. Возникнув вместе с возникновением жизни, болезни впоследствии стали также законной принадлежностью людей, как бы необходимым, естественным явлением. Это верное и глубокое положение И. В. Давыдовского полностью гармонирует с известным высказыванием К. Маркса: Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны… Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь. Противопоставление здоровья болезни является, следовательно, относительным, но очень существенным с точки зрения теории и практики, ибо в основе как физиологического, так и патологического лежит обмен веществ нормальный в первом случае и качественно видоизмененный (нарушенный)-во втором. Еще Ф. Энгельс в работе Анти-Дюринг писал, что противоположности и различия, хотя и существуют в природе, но имеют только относительное значение….