Published on :

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда актуальна — все родители хотят знать, как сделать максимально безболезненным переход к новому для ребенка образу жизни. И для родителей, и для малыша это серьезное испытание и стресс. Стресс и изменения в поведении ребенка неизбежны, только степень выраженности этого стресса может быть разной. Каков же механизм детского стресса при поступлении в детский сад? Главная причина стресса — изменившиеся условия жизни и необходимость взаимодействия с чужими людьми. Ребенок впервые попадает в социум и остается без помощи родителей. Это абсолютно другой мир, где действуют совершенно иные правила, нежели в привычной для него среде дома — семьи. В семье ему уделяется все внимание, в семье мама или папа решат любую проблему, ребенок всегда ощущает психологическую «страховку». В садике же он один из многих, и именно это является главным потрясением для психики ребенка период адаптации — ему впервые приходится гасить свои эгоистические порывы ради получения элементарных благ — например, чтобы завладеть какой-то игрушкой (дома для этого прилагать усилий не требуется, как правило). Поэтому уместно говорить о психологической готовности ребенка к садику. Если психика ребенка достаточно сформирована, чтобы воспринять новый тип существования, если дома ребенка подготовили постепенно к отрыву от матери и отца — адаптация пройдет почти безболезненно. Если же ребенок ещё не готов, ещё недостаточно развит в социальном плане, слишком привязан к матери — на приспосабливание к садику уйдет много времени и сил. Стоит учитывать индивидуальные особенности малыша при определении его в детсад — в возрасте 3 лет они обычно уже вполне проявлены. К тому же дети, как правило, наследуют характер и темперамент родителей, поэтому мамам и папам стоит лишь честно посмотреть в зеркало, чтобы понять, как обживется в новой для себя среде их ребенок. Если, например, родители — одиночки, любящие совместный покой без родственников и друзей, то вероятнее всего их ребенок не будет гореть желанием познакомиться с каждым встречным в садике. Для того чтобы не ломать психику ребенка, существует множество методов — от простейшего метода «немного подождать» до выбора ДОУ с альтернативными системами воспитания — например, вальдорфской. Своеобразной платой за адаптацию ребенка, явлением почти неизбежным, станут частые болезни малыша. Это нормально, организм ребенка из «тепличных» условий попадает в достаточно жесткие; в садике происходит постоянный «обмен» микробами. Постепенно иммунная система ребенка приспособится к изменившимся условиям, и болеть он станет реже. К тому же поначалу болезни малыша могут иметь «механический» характер — например, нервозность в результате недосыпания, вызванного в свою очередь непривычным режимом, или проблемы с пищеварением в результате употребления непривычной пищи. Также может наблюдаться «регресс» в развитии ребенка, когда он словно забывает элементарные вещи, которые освоил ещё полгода назад — ребенок забывает как пользоваться бытовыми приборами, хуже говорит, игры его упрощаются, он будто погружается в себя. Это естественно, потому что новая среда слишком агрессивна поначалу для индивида, предъявляет слишком высокие требования, и необходимо время, чтобы ребенок мог перестроиться.

От чего зависит процесс адаптации ребенка к детсаду?

Зачастую ребенка отдают в детский садик в период кризиса трех лет, кризиса проявления личности человека. Ребенок таким образом получает двойной стресс — мало того что ему требуется утвердить себя, свою личность, так ещё и делать это приходится в непривычной, поначалу даже враждебной среде. От этого поведение ребенка становится ещё более тревожным и нервным. Если такого ребенка ещё и подавляют, например авторитарным стилем дома и строгим отношением воспитательницы в саду, у него могут проявиться нервные расстройства — тики, недержание мочи ,навязчивые привычки вроде кусания ногтей. Некоторым детям, напротив, приспособление к достаточно тяжелым требованиям садика позволяет преодолеть начавшийся кризис в отношениях с родителями — он начинает ценить то, что имеет дома. Такие дети идет в детсад без особой охоты, зато дома ведут себя уверенно и позже переносят навыки, приобретенные в садике в домашнюю среду. Серьезную проблему представляет также режим, распорядок дня дома и его соответствие предлагаемому в садике. Не секрет, что многие родители вовсе не придерживаются какого-то особого режима в отношении ребенка. Или он может не совпадать с детсадовским — например, время дневного сна, или вообще его наличие. Имеет смысл узнать заранее распорядок дня в ДОУ и плавно перейти на аналогичный режим дома. Тогда стресс у малыша будет меньше — пусть психике все равно придется перестраиваться, но хотя бы его биоритмы не окажутся сбитыми. Физическое здоровье и хорошее самочувствие положительно влияют на скорость адаптации. Немаловажное значение в процессе адаптации ребенка к детсаду имеет и темперамент малыша. Уравновешенные сангвиники легче приспосабливаются к новой среде, нежели не любящие изменений флегматики или подвижные, не терпящие ограничений холерики. Традиционная унификация в садике — явление двоякое. С одной стороны, дети учатся находиться в коллективе, выполнять совместно с другими какую-либо деятельность, получают первые уроки социализации и труда. С другой — индивидуальность ребенка подавляется, и это порождает либо бунт (когда ребенок в лучшем случае вымещает злость и обиду дома, а в худшем — буянит и бьется в истерике в садике), либо смирение, и тогда из ребенка приходится буквально вытаскивать интерес к какой-либо самостоятельной деятельности. Иногда нужно просто смириться с тем, что ребенок безразличен, например, к общению с другими детьми — не потому что он болен или слишком напуган, а просто потому, что ему не нужно много общения в силу темперамента. Многое зависит также и от воспитательного стиля работников детсада. Особенно усугубляется адаптация, если стиль воспитательницы в саду не совпадает или прямо противоположен стилю родителей. Например, дома ребенок избалован вниманием, всё для него, он «царь горы», а в садике воспитатель придерживается авторитарного, не терпящего возражений стиля. Или наоборот, если дома «тиранят» родители, ребенок переживает психологическую «ломку» в садике, видя демократичного, дающего свободу воспитателя(в таких случаях ребенок часто становится задиристым хулиганом в группе, так как переносит схемы поведения своих родителей на свое новое окружение). Если кредо воспитательницы — формальное исполнение своих обязанностей, если она недостаточно внимательна к индивидуальным особенностям детей, вполне может развиться такой явление как «дедсадовская дедовщина», расслоение группы по признаку силы/слабости. В таких случаях, когда нет достаточной организации от воспитателя, дети «организуются» сами — объединяясь в мелкие группки и приобретая стабильные роли. Ничего хорошего из этого не выйдет, такая ситуация свидетельствует о непрофессионализме педагогического состава, так как задача воспитателя в подобных случаях — постараться нивеливать разрыв в психологической/физической зрелости учеников и дать почувствовать себя каждому ребенку в непривычной роли, «охотника» — в роли «жертвы» и наоборот. Ребенок-«жертва», слишком эмоционально привязанный к родителям, ранимый, неуверенный, может страдать от такого рода притеснений, и адаптация его будет протекать очень тяжело, в итоге он может и вовсе не адаптироваться к коллективу. Для доминирующих детей закрепленность в одной роли тоже не приносит пользы — стресс у такого ребенка может быть едва ли не больше чем у «жертвы», так как его всюду ругают, не разбираясь в причинах его поведения и не давая ему альтернатив, в итоге человек с детства ожесточается.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

1. Нужно заранее подготовить ребенка психологически. Важнейший момент — научить ребенка, ещё до поступления в детский сад, общению с другими людьми, кроме родителей. Адаптация проходит тяжелее, если ребенок кроме мамы и папы не общается ни с родственниками, ни с детьми во дворе, ни с соседями и друзьями родителей, хотя бы в элементарной форме приветствия. С самого рождения следует тренировать ребенка в плане приспособления к новым, неожиданным обстоятельствах, не «привязывать» его к себе. Разнообразие в видах активности (не отдавать предпочтение только физическим играм или, напротив, лишь умственным тренировкам), разнообразие игрушек, демонстрация ребенку разных точек зрения на те или иные вещи, недогматичность родителей — все это способствует более легкой адаптации ребенка.

2. Маме не следует слишком тревожиться по поводу того что ребенок попал в новую среду, по крайней мере не стоит проявлять эту тревогу. Потому что она обязательно передастся ребенку, и процесс адаптации затянется — эмоциональные связи ребенка и матери ещё слишком сильны в этом возрасте. Ребенок и так находящийся в стрессовой ситуации, да ещё и зараженный тревогой родителей — тяжелое зрелище. Ни в коем случае не стоит обсуждать при ребенке его проблемы в садике или претензии воспитателей.

3. Хорошо, если в садике предусмотрен подготовительный период — неделя-две, когда ребенок посещает ДОУ лишь несколько часов в день, сначала с родителями, потом без, но остается там лишь до обеда. Этим обеспечивается плавность перехода из одной среды обитания в другую. В садике для ребенка все в новинку, и будет здорово, если он осмотрит эти новшества и получит разъяснения об их предназначении от родителей, а не от чужой пока воспитательницы. В большинстве российских государственных и частных детских садах такая практика присутствует.

4. Важнейшую роль в облегчении/усложнении адаптации ребенка к садику играет сформированность гигиенических, культурных навыков, умение обслужить себя на соответствующем возрасту уровне. Это такие умения как самостоятельное мытье рук, умения кушать ложкой и обращаться к взрослому, здороваться и прощаться. Здесь все целиком отдано на откуп родителям . Если в семье следят за тем, чтобы ребенок самостоятельно за собой убирал, выполнял элементарные задания по дому и умел обслуживать себя даже несмотря на присутствие родителей — малышу будет гораздо легче приспособиться к детскому саду, так как главная причина «ступора» и выключенности из общей деятельности в детском саду(«ребенок, сидящий одиноко в дальнем углу») — несформированность бытовых навыков, из-за чего не может наладиться элементарная коммуникация с воспитателем и сверстниками.